Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия». При этом содержание модулей курса «Основы психологии» логично и последовательно дополняется соответствующими прикладными педагогическими аспектами, включенными в содержание курса «Основы педагогики». Философские учения и идеи получают конкретизирующее развитие и применение в психолого-педагогической науке и практике.
Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач.
К ним относятся:
- организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей;
- предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала;
- решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом;
- стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа;
- организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:
- компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
- компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
- компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе, управления коллективом;
- компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
- компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
- компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.
Задачи освоения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.
В результате изучения обязательной учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:
- понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
- положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
- индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности личности (группы);
- мировые образовательные тенденции, структуру и направления развития системы образования в Республике Беларусь;
- основы семейной педагогики.
В результате изучения обязательной учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:
- учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательных ситуаций;
- организовывать продуктивное межличностное и социально-профессиональное взаимодействие с учетом поликультурной среды, индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, их возрастных и гендерных различий;
- использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в социально-профессиональной сфере, семейной жизнедеятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;
- осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования.
Обязательная учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей.
Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Задачи:
- освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;
- формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;
- развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.
Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.
Задачи:
- освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
- формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;
- освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.